ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-1680/2018 от 15.05.2018 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Бузулук 15 мая 2018 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Санфировой О.П.,

при секретаре Зубовой Ю.А.

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности от ** ** ****,

ответчиков ФИО2, ФИО3, их представителя ФИО4, действующего на основании письменных заявлений,

рассмотрев в выездном открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУСО <данные изъяты> к ФИО2, ФИО3 о понуждении к заключению договора о предоставлении социальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ГБУСО <данные изъяты> обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о понуждении к заключению договора о предоставлении социальных услуг.

В обоснование иска указали, что ФИО2 и ФИО3 проживают к ГБУСО <данные изъяты> на основании путевок областного отдела социального обеспечения от ** ** **** и главного управления социальной защиты населения Оренбургской области от ** ** **** и находятся на государственном обеспечении в данном учреждении. Социальные услуги предоставлялись им на основании договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от ** ** **** и от ** ** **** со сроком действия в течение одного года с условием ежегодной пролонгации.

С принятием Федерального закона от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основных социального обслуживания граждан в Российской Федерации», администрацией ГБУСО «<данные изъяты>» была проведена определенная работа со всеми получателями социальных услуг, со дня вступлении его в законную силу с 01.01.2015 года, были подготовлены соглашения, договора и заявления на предоставление социальных услуг.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основных социального обслуживания граждан в Российской Федерации» департаментом социальной защиты населения министерства социального развития Оренбургской области были составлены индивидуальные программы предоставления социальных услуг, для получателей социальных услуг исходя из потребности каждого в социальных услугах: на ФИО2 от ** ** **** и ФИО3 от ** ** ****.

В связи с окончанием срока действия ИППСУ и на основании заявлений от ** ** **** и от ** ** **** о пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг от ФИО2 и ФИО5 Министерством социального развития Оренбургской области для продолжения оказания социальных услуг в стационарной форме было принято решение от ** ** **** и от ** ** **** пересмотреть индивидуальные программы получателей социальных услуг с учетом их потребности и нуждаемости в конкретных социальных услугах.

Были подготовлены новые договора о предоставлении социальных услуг от ** ** **** га ФИО2 и от ** ** **** на ФИО3

Предусмотренные индивидуальные программы на ФИО2 от ** ** **** и ФИО3 от ** ** **** были подписаны ими ** ** **** – ФИО2 и ** ** **** – ФИО3, а от подписания новых договоров, в которых закреплены положения, определенные новыми ИППСУ с указанием стоимости социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату отказались, что подтверждается актами от ** ** ****.

Договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от ** ** ****, заключенный с ФИО3, утратил силу. Соглашение о расторжении договора было подписано им ** ** ****, а ФИО2 соглашение о расторжении договора от ** ** **** подписывать отказался, что подтверждается актом от ** ** **** года.

В связи с пересмотром индивидуальных программ Министерством социального развития Оренбургской области для заключения договоров о предоставлении социальных услуг администрацией ГБУСО «<данные изъяты>» были подготовлены и вручены лично под роспись ФИО2 и ФИО3 уведомления о необходимости заключения договоров на предоставление социальных услуг от ** ** **** и от ** ** ****.

ФИО2 и ФИО3 отказались от подписания договоров о предоставлении социальных услуг, тем самым уклоняются от оплаты социальных услуг. Однако продолжают проживать в доме-интернате, им своевременно, и каждый день предоставляются социальные услуги, они обеспечиваются своевременным питанием и мягким инвентарем.

Получателями социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания бесплатно ФИО2 и ФИО3 не являются.

Просят суд обязать ФИО2 и ФИО3 заключить с государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Оренбургской области <данные изъяты> договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Ответчики ФИО2, ФИО3, их представитель в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что проживают в доме интернате, ФИО2 с ** ** **** г., ФИО5 с ** ** **** года. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был изменен ежемесячный размер платы за предоставление социальных услуг, а именно в стационарной форме социального обслуживания ежемесячный размер платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основании тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (до 01.01.20015 г. размер платы не мог превышать 75 % пенсии получателя). В расчет платы за стационарное обслуживание с января по настоящее время в среднедушевой доход проживающих инвалидов в доме-интернате вошли: государственная пенсия + ежемесячная денежная выплата + социальная доплата к пенсии, и с учетом начислений с учетом ЕДВ. С учетом Постановления от ** ** **** ЕДВ не включено в список доходов, из которых взимается плата за стационарное социальное обслуживание.

Считают, что получатели социальных услуг, проживающие в учреждениях до ** ** **** должны оплачивать предоставленные социальные услуги исходя из 75% от установленной им пенсии, за исключением получателей социальных услуг, согласившихся заключить договор о предоставлении социальных услуг на новых условиях».

В новых договорах им предлагают подписать указанные суммы оплаты Услуг с учетом ЕДВ в размере 75%: ФИО3 – <данные изъяты> руб., ФИО2 – <данные изъяты> руб., в то время как без учета ЕДВ суммы оплаты Услуг должны составлять соответственно: ФИО3 – <данные изъяты> руб., ФИО2 – <данные изъяты> руб.

Просят в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим выводам.

Согласно ч. 3, 4 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Из материалов дела следует, что ФИО2 и ФИО3 являются получателями социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в ГБУСО <данные изъяты>.

ФИО2 и ФИО3 проживают к ГБУСО <данные изъяты> на основании путевок областного отдела социального обеспечения от ** ** **** и главного управления социальной защиты населения Оренбургской области от ** ** **** и находятся на государственном обеспечении в данном учреждении. Социальные услуги предоставлялись им на основании договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от ** ** **** и от ** ** **** со сроком действия в течение одного года с условием ежегодной пролонгации.

Согласно п. 2.1 договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от ** ** **** стоимость услуг, оказываемых ФИО2, предусмотренных договором, устанавливается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой Заказчиком, составляет <данные изъяты> руб. и не может превышать 75% установленной Заказчику пенсии и стоимости ежемесячного содержания.

Согласно п. 2.1 договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от ** ** **** стоимость услуг, оказываемых ФИО3, предусмотренных договором, устанавливается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой Заказчиком, составляет <данные изъяты> руб. и не может превышать 75% установленной Заказчику пенсии и стоимости ежемесячного содержания.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основных социального обслуживания граждан в Российской Федерации» департаментом социальной защиты населения министерства социального развития Оренбургской области были составлены индивидуальные программы предоставления социальных услуг, для получателей социальных услуг исходя из потребности каждого в социальных услугах: на ФИО2 от ** ** **** и ФИО3 от ** ** ****.

В связи с окончанием срока действия ИППСУ и на основании заявлений от ** ** **** и от ** ** **** о пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг от ФИО2 и ФИО5 Министерством социального развития Оренбургской области для продолжения оказания социальных услуг в стационарной форме было принято решение от ** ** **** и от ** ** **** пересмотреть индивидуальные программы получателей социальных услуг с учетом их потребности и нуждаемости в конкретных социальных услугах.

Были подготовлены новые договора о предоставлении социальных услуг от ** ** **** г. на ФИО2 и от ** ** **** на ФИО3

Предусмотренные индивидуальные программы на ФИО2 от ** ** **** и ФИО3 от ** ** **** были подписаны ими ** ** **** – ФИО2 и ** ** **** – ФИО3, а от подписания новых договоров, в которых закреплены положения, определенные новыми ИППСУ с указанием стоимости социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату, отказались, что подтверждается актами от ** ** ****.

Договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от ** ** ****, заключенный с ФИО3, утратил силу. Соглашение о расторжении договора было подписано им ** ** ****, а ФИО2 соглашение о расторжении договора от ** ** **** подписывать отказался, что подтверждается актом от ** ** **** года.

В связи с пересмотром индивидуальных программ Министерством социального развития Оренбургской области для заключения договоров о предоставлении социальных услуг администрацией ГБУСО «<данные изъяты>» были подготовлены и вручены лично под роспись ФИО2 и ФИО3 уведомления о необходимости заключения договоров на предоставление социальных услуг от ** ** **** и от ** ** ****.

ФИО2 и ФИО3 отказались от подписания договоров о предоставлении социальных услуг, тем самым уклоняются от оплаты социальных услуг. Однако ответчики продолжают проживать в доме-интернате, им своевременно и каждый день предоставляются социальные услуги, они обеспечиваются своевременным питанием и мягким инвентарем.

Получателями социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания бесплатно ФИО2 и ФИО3 не являются.

Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3 в полном размере не производят оплату за предоставленные социальные услуги, ответчики оплачивали предоставленные им услуги только от основной суммы пенсии и ежемесячной денежной выплаты, без учета региональной социальной доплаты к пенсии.

Ответчики постоянно проживает в ГБУСО «<данные изъяты>» и находится на государственном обеспечении в данном учреждении, т.е. есть является получателем социальных услуг в стационарной форме.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Суд приходит к выводу о том, что ФИО2 и ФИО3 обязаны заключить договора о предоставлении социальных услуг.

Доводы ответчиков о том, что они не согласны с размером оплаты социальных услуг, что ЕДВ не должно включаться в подсчет среднедушевого дохода получателя социальных услуг, из которого взимается плата за стационарное социальное обслуживание, является несостоятельным.

Порядок расчета среднедушевого дохода гражданина установлена Постановлением Правительства РФ от 18.01.2014г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», на основании которого в расчет среднедушевого дохода включаются, в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ ( п.п. «ж» п.5).

В Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в п.5 Правил, не содержится.

Ежемесячные денежные выплаты, получаемые гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки и социальной защиты.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в п.5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством РФ. Следовательно ЕДВ, получаемые ежемесячно ответчиками, должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ГБУСО <данные изъяты> к ФИО2, ФИО3 о понуждении к заключению договора о предоставлении социальных услуг - удовлетворить.

Обязать ФИО2, ** ** **** г.р., уроженца <адрес> и ФИО3, ** ** **** г.р., уроженца <адрес> заключить с государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Оренбургской области <данные изъяты> договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Санфирова О.П.

Решение составлено в окончательной форме 20 мая 2018 г.

Подлинник решения подшит в гражданском деле №2(1)-1680/18, находящемся в производстве Бузулукского районного суда.